КатафалкРежиссер: Валерий Тодоровский
Сценарист: Марина Шептунова
Оператор: Илья Демин
Композитор: Вячеслав Назаров
Художник: Феликс Ростоцкий
Продюсер: Марк Рудинштейн
Страна: СССР
Производство: Мосфильм,Ялта-фильм (СССР- Швеция)
Год: 1990
Премьера: декабрь 1990
Актеры: Вия Артмане,
Андрей Ильин, Ирина Розанова, Марианна Кузнецова
Жанр: экранизация
По мотивам рассказа Фланнери О'Коннор "Береги чужую жизнь - спасёшь свою".
На берегу Черного моря в уединенном старом доме, где живут вдова партийного функционера, ожидающая собственную кончину, и слегка не от мира сего ее 18-летняя дочь, появляется молодой человек. Его визит - это сделка с матерью, желающей выдать дочь замуж.
http://film.arjlover.net/info/katafalk.avi.htmlкритика Крымская осень в фильме с мрачным названием «Катафалк» снята оператором-дебютантом Ильей Деминым поразительно красиво. Вспышки света, пробивающиеся сквозь сосновые ветки и субтропическую растительность, придают кадрам удивительную стереоскопичность.
Между тем печальная история, рассказанная в фильме молодого режиссера Валерия Тодоровского, казалось бы, должна иметь совсем иную изобразительную стилистику. И сценарий Марины Шептуновой, перенесшей действие рассказа Ф.О'Коннор «Береги чужую жизнь — спасешь свою» в нашу страну и в наше время, давал для этого повод. Для вдовы большого начальника (Вия Артмане) и ее взрослой, но, как говорится, не от мира сего дочери Маши (Ирина Розанова) особняк с запущенным садом и гаражом с запыленным шикарным «ЗИМом» давно уже стал местом добровольного заточенияю Но все меняет неожиданное появление промокшего под дождем, - изрядно побитого жизнью бомжа Саши (Андрей Ильин), который из безропотного работника, нанятого за тарелку супа и ночлег, постепенно становится хоть и хрупкой, но единственной надеждой старой опустившейся женщины, мечтающей, чтобы рядом с дочерью после ее смерти осталась живая душа.
Тема одиночества и несбывшихся надежд, обмана и неотвратимости судьбы, конечно же, давала возможность для жесткого черно-белого кино в духе модной ныне «чернухи». Однако авторы, вспомнив полузабытые у нас традиции «интересного кинематографа», решили снимать иначе. В «Катафалке», бесспорно, ощущается влияние знаменитых американских психологических драм, в которых блистали Дастин Хоффман и Джек Николсон, Мерил Стрип и Джессика Лэнж, Марина Шептунова, Валерий Тодоровский и Илья Демин любят и знают мировой кинематограф; им захотелось сделать по-настоящему актерскую картину, с длительными крупными планами, с рельефно вылепленными характерами героев, с четко построенным сюжетом. Вия Артмане в роли Андреевны не боится быть некрасивой и даже отталкивающей. Молодой актер Андрей Ильин играет свою роль так, что чувствуешь: сюда вложена собственная человеческая боль.
Возможно, лучшую на сегодняшний день роль сыграла в «Катафалке» Ирина Розанова. В отличие от остальных героев фильма, ее Маша счастлива. Актриса вовсе не играет свою героиню сумасшедшей в привычном смысле этого слова. Маша — взрослый ребенок, неразрывно связанный с природой, стихией дождя, снега и ветра. Ей не знакомы чувства зависти и тщеславия, она понятия не имеет, в каком царстве-государстве живет и какие в нем установлены законы.
Марина Шептунова давно зарекомендовала себя сильным профессионалом. За творческое будущее Валерия Тодоровского и Ильи Демина после столь впечатляющего дебюта, уверен, тоже не надо волноваться.
Александр Федоров
11.06.1991