Не помню, упоминался ли ранее на Гостевой фильм "Марат, Лика и Леонидик"? По крайней мере я не помню... Скачала его уже давно, но вот случай посмотреть представился только сейчас.
Это фильм-спектакль по всем известной нам пьесе Арбузова в исполнении актёров Московского театра имени Ленинского комсомола. Постановка А.Эфроса. В роли Марата - Александр Збруев, в роли Лики - Ольга Яковлева, Леонидик – Лев Круглый.
Фильм чёрно-белый. Начало один-в-один как у "Марата" Житинкина (вернее – наоборот
) - тиканье часов, Лика, лежащая на кровати, и Марат, выходящий из-за комода.
Вообще, этот начальное сходство с современным спектаклем мне очень помешало. В голове сразу побежала картинка и сопровождающая её музыка, и отмахнуться от неё оказалось весьма сложно. Вот что значит намертво въевшийся в память зрительный образ
Вообще смотреть было очень занятно. Во-первых, хотелось посмотреть на советскую постановку этой пьесы. Во-вторых, Збруев там мааааалоденький-мааааалоденький, а это уже само по себе интересно : ) И в-третьих, нестерпимо хотелось сравнить ТОГО «Марата» и «нашего», знакомого до каждого жеста и самой незначительной интонации : )
Увиденное скорее понравилось, чем нет.
Конечно, это не живой спектакль. Нарезка кадров иногда вызывала недоумение. К примеру, в спектакле пропущены два весьма ценных куска - это появление Леонидика и момент возвращения Марата в третьей части. То есть вот идёт сцена: Марат и Лика танцуют, а следующий кадр - Леонидик уже у них, причём во вполне бодром состоянии. Также и с возращением Марата - он просто зашёл в комнату и сел за стол. Никакой интриги :)
Что касается героев, тоже не обошлось без маленьких разочарований.
Совершенно не понравилась Лика. Мне, признаться, не сразу понравилась и Кузнецова, но она хрупкая, тоненькая как тростинка, живая, порывистая, одним словом, через некоторое время я совершенно перестала воспринимать её как взрослую женщину. В этой же постановке Лика мне напоминает …Черепаху Тортилу (да простят мне это почитатели таланта О.Яковлевой). Ей не 16 лет исполняется в первой части, а все сто. Она совершенно безжизненна, статична, мимика крайне скудна, как у Снежной Королевы. И голос…боже мой, какой у неё голос! Никакой. Сначала я подумала, что это способ напомнить зрителю об обстановке, в которой оказалась эта девочка - одна, в пустой замёрзшей квартире, испуганная и безразличная ко всему. Но потом поняла, что это не так - даже отогревшись рядом с Маратом, она по-прежнему продолжает говорить голосом, простите, немолодой деревенской продавщицы. Причём этот голос и безжизненность постоянно сопровождают какие-то нелепые жесты, призванные, вероятно, показать её внутренние переживания - она то и дело теребит свои волосы, наматывает их на палец, и облизывает кончики прядей. А в последней части то и дело садится в красивые позы. Единственное, что спасает этот образ – это огромные кукольные и до невозможности красивые глаза.
Марат же просто чудесный! «Куда уж чудесней» - думалось мне, посмотрев в очередной раз на домогаровского Марта), но, как оказалось, Збруев в этой роли ничуть ему не уступает. И интересно то, что они с Домогаровым играют совершенно по-разному. Марат у Збруева больше похож на Андреева Леонидика - он играет глазами. Посмотрите, сколько в сценах Марата-Домогарова прикосновений. Ему постоянно надо ощущать Лику рядом с собой, у него эмоция обязательно сопровождается прикосновением, пусть даже мимолётным и вскользь. А Марат Збруева всегда в стороне. Он не смеет дотронуться до Лики, он на неё просто СМОТРИТ. И в этом взгляде - вся палитра эмоций: и нежность, и злость, и ревность и, конечно же, любовь.
Помните сцену поедания посылки? В нашем спектакле Марат с Ликой сидят на кровати, тесно прижавшись друг к другу, дурачатся, толкают друг-друга. А здесь Марат сидит на своём топчане довольно далеко от Лики и просто на неё смотрит. Она ему что-то говорит, он - отвечает, но совершенно понятно, что думает он о другом. И когда звучит его "Я бы тебе сказал, но не скажу" - это звучит…очень-очень. Когда эту фразу произносит Домогаров, она просто одна из фраз. А здесь - это практически признание в любви. Вот этот момент я очень оценила, очень тонко сыграно.
Очень понравились сцены их с Леонидиком противостояния. И "Встань-ка на солнышко", и самое главное - сцена, когда они ждут Ликиного возвращения. В сцене ничего лишнего, только их лица и сахарница в руках Марата - как некий отвлекающий манёвр, попытка придать этому разговору ребячливую несерьёзность.
Вообще Марат в этом спектакле эмоционально намного более спокойный. В сцене, когда «наш» Марат переворачивает кровать, и устраивает полный разгром семейной и человеческой жизни Лики и Леонидика, Марат Збруева просто тихо сидит за столом, слушая Ликины неубедительные оправдания о нормальности и успешности их жизни. А потом также тихо встаёт, и после ликиного «Уже поздно, Марат, тебе пора уходить» действительно встаёт и молча, не оборачиваясь, уходит...
А Леонидик в этом спектакле очень предсказуем. Эдакий простой парень с деревенской внешностью, в шапке, вечно жующий её заявязки. Какой-то нелепый, нескладный. Марат по сравнению с ним - городской пижон :), он ходит в пальто, а Леонидик - в деревенской фуфайке.
Видно, что он любит Лику, и что эти чувства для него совершенно в новинку - он не знает, как себя вести, не знает, как реагировать, как сидеть рядом с ней, как и что говорить.
Тем не менее, не смотря на то, что вроде бы ничего плохого он не делает,в этом спектакле я совершенно отчётливо чувствовала, насколько его образ постоянно противопоставляется образу Марата. Леонидик там если уж не отрицательный герой, то весьма и весьма сомнительная личность. Показан так, что лично у меня не вызвал никакой симпатии и интереса.
Пожалуй, единственная сцена, в которой он мне понравился, была после его возвращения с войны. Когда после встречи с Ликой он собирается уходить, а Лика (опять жующая свои волосы) говорит ему: "Так ничего и не рассказали друг-другу". Он подходит к ней, берёт её лицо в свои ладони, поворачивает к себе и произносит: "Ты думаешь?"
Очень точно и ёмко.
Ближе к концу спектакля из Леонидика сделали вообще какой-то ужас. Это некий овощ, которого одевает и раздевает жена, вкладывает ему в руки газету и чуть ли не за руку отводит к креслу. Совершенно неприятная сцена, когда во время возвращения Марата он напивается и падает лицом на стол. Или когда пускается в странный и нелепый танец, напевая «Вперёд за синей птицей..».
Если резюмировать всё вышесказанное, то спектакль достаточно предсказуем. Там есть положительный и отрицательный герои, которые действуют согласно своей положительности и отрицательности. Марат - красавец, герой, сильная личность. Леонидик - незатейливый простак, эдакий вечный середнячок. И вот поэтому я не устану петь диферамбы нашему "Марату" , в котором нет положительных и отрицательных героев, в котором почти весь спектакль Марат с Леонидиком идут вровень, перехватывая друг у друга инициативу, и также вровень приходят к концу спектакля
Очень рекомендую скачать и посмотреть. Не смотря на то, что постановка весьма и весьма добротная и сильная, гарантирую - Вам сразу же захочется пересмотреть "нашего" "Марата" :)
Сама скачивала вот здесь:
http://kinozal.tv/details.php?id=271255
И ещё немного скринов из спектакля: