"Известия", 14 февраля 1996"Школа неплательщиков": любовь и налоги на сцене и в жизни.
Андрей РУМЯНЦЕВ, "Известия"
В Театре им. Моссовета - премьера. В переполненном зале чуть ли не каждую минуту слышны взрывы хохота. И это несмотря на то, что пьеса посвящена проблеме, от которой у правительств всех времён и народов болит голова, - уклонению от налогов. Делать это оказывается можно легко и весело, во всяком случае, на сцене.
Идея поставить "Школу неплательщиков" возникла не случайно. В 1994 году исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Завадского, известного советского режиссёра, длительное время руководившего Театром им. Моссовета. Пьеса была написана ещё в 1934 году французским драматургом Луи Вернейлем в соавторстве с Жоржем Берром. Не прошло и года, как в 1935 году Завадский поставил её в своём театре-студии.
Комедия не была отягощена особенно глубокими раздумьями о современной действительности, она не носила социального характера, как большинство пьес советских авторов. Но это было тогда.
Как много с тех пор стало иначе! И хотя комедия выходит в новой сценической редакции (автор - Михаил Рощин), суть проблемы не изменилась. Изменилась страна, изменились люди, для которых абстрактное раньше слово "налоги" стало зачастую обозначать ключевую в их жизни проблему.
Конечно, как и в большинстве французских комедий здесь присутствуют и многочисленные любовные интриги, "треугольники". Всё это органично переплетается с основной темой - налогообложением. Или, точнее, способами уклонения от него.
Павел Хомский, главный режиссёр театра, постановщик "Школы неплательщиков", на вопрос о том, сталкиваются ли сами актёры с необходимостью уменьшать свои налоговые выплаты, ответил отрицательно - слишком невелики их доходы. Но артисты с таким воодушевлением проводят на сцене в жизнь лозунг "Долой налоги!", что верится в это с трудом. Поистине искусство перевоплощения не знает границ. Правда, когда работники театра получают зарплату, им выдаются листочки, на которых указано, сколько было начислено и какой налог был удержан. Так что это тема им уже знакома из жизни.
Сюжет комедии поучителен. Зять директора департамента подоходного налога открывает Школу неплательщиков, как не трудно догадаться, этого самого налога.
Ну вот и славненько, подумает искушённый россиянин. Тесть проявляет принципиальность и "прижимает" налогоплательщиков, а зять даёт им советы, как избежать этого. Прибыль делят в тихом семейном кругу. Картина до боли знакома.
Но на то она и Франция, что всё было и так, и не так. Директор действительно "прижимает" французских налогоплательщиков, Гастон, его зять, действительно даёт им полезные советы. Но каждый из них просто делает своё дело. Они не сговорились - они соревнуются. И государство проигрывает это соревнование! План по сбору налогов падает (у нас он тоже есть). Директора как не справившегося со своим ответственным заданием увольняют. Министр финансов приходит к Гастону и предлагает любые условия (депутатский мандат, или даже пост, который занимал его тесть), лишь бы тот прекратил свой выгодный для граждан, но как оказалось, разрушительный для государства бизнес. В этот момент происходит падение правительства. Причина та же - финансовый кризис. Министр уже не министр и озабочен одной проблемой: как ему, простому гражданину, уменьшить свои налоги.
Налоговые органы подчистую проигрывают борьбу за деньги налогоплательщиков, которых магнитизирует сама идея сэкономить, не сокращая расходов. "Вы получаете 20 процентов с тех сумм, которые нам недоплачивают", - упрекает министр финансов Гастона. Более того, налоговые чиновники в конце концов оказываются сотрудниками Школы неплательщиков. Но до этого они не позволяют себе сделок с совестью и ревностно защищают интересы государства. Если бы у нас так. "Свой среди чужих" - такой принцип там не работает.
Проблемы французов схожи с нашими, но не во всем. Метод расчёта подоходного налога другой. Его основа - определение "внешнего состояния", то есть тот самый контроль за расходами, которого так не хватает нашим налоговым органам. Французские чиновники не тратят время на поиски скрытых источников доходов. Они просто оценивают расходы налогоплательщика, вплоть до содержания любовниц, и, исходя из этой суммы рассчитывают налог. Метод действует безотказно, ведь люди зарабатывают, чтобы тратить. И "чёрный нал" применяют для того, чтобы уменьшить уровень благосостояния в глазах налоговых инспекторов. Но всё-таки скрыть расходы, оказывается гораздо сложнее, чем доходы.
Но это до поры до времени. Точнее, пока сохраняется состояние, когда те, кто не знает законов, расплачиваются за тех, кто их знает слишком хорошо. Когда же Школа неплательщиков преподаёт французам налоговую азбуку, дела государства становятся совсем плохи. Увещевания, призывы к совести, "Республика в опасности!" не помогают.
"Кто ж виноват, что у вас законы дырявые,"- замечает Гастон.
Впрочем нашёлся один налогоплательщик, который не желает уменьшать свои налоги. Но сделано это тоже, как ни странно, из корыстного расчёта. Некий промышленник, просчитав все варианты, решил, наверное, что реклама в прессе обойдётся дороже уплаты рекордных налогов. Зато, уплатив их, он обеспечит то, что его имя не будет сходить с газетных полос. И при этом совершенно бесплатно.
Пьеса содержит "узнаваемые" сюжеты. Ворвавшийся к директору департамента налогоплательщик, хотевший справедливого уменьшения налога, удивлён: "Налогоплательщики стонут, а директор Департамента подоходного налога играет в теннис". А одной из многочисленных организаций, не платящих налогов вообще, является, вы уже догадались, администрация президента.
Немного странно, но в зале было очень много молодых лиц. Свою налоговую безграмотность они уже начали преодолевать. К слову сказать, специальная терминология употребляется вполне корректно. Без специалистов в области налогов, видимо, не обошлось.
Послесловие. Эта заметка была удостоена чести попасть в Сборник образцов правовой журналистики(271K), изданный в 1999 году Российским фондом правовых реформ в рамках проекта "Правовая культура". Составитель сборника Анна Малышева (в миру руководитель пресс-службы Конституционного суда РФ, член совета Гильдии судебных репортеров) писала в комментарии:
"... Мы хотим представить вашему вниманию очень странную статью А.Румянцева; странную в том смысле, что она ни на что не похожа. Это вроде бы рецензия на спектакль, но написанная специалистом в области налогового законодательства. А почему нет? Да, эта статья разрушает стереотипы, что о театре должны судить критики, а о налогах - налоговики. Пусть о приемах театральной постановки, о режиссуре, об игре актеров действительно судят критики, о природе конфликта в мелодраме - психологи, о военных баталиях - военные, а о философии налогов - специалисты по налоговому праву, как Румянцев, например."
Источник:
http://www.aha.ru/~andrew_r/articles/izv96-2.htm