Этот фильм стал для всех нас – хозяина сайта в первую очередь, и для старожилов Гостевой, знаковым. Жан Жильбер – главный герой этой сакраментальной ленты,- сильный, глубокий персонаж. Когда вышла картина, многие пытались сравнивать его с всенародным любимцем Штирлицем – идеальным положительным героем советской современности. Аналогия вполне логична, но… Жильбер – другой. Быть может, потому, что он – не плод фантазии сценаристов, а совершенно реальный человек. При всей своей положительности, он ЖИВОЙ! Нас не ограничивают сценами доблести и героизма, мы видим его разным. Видим, как порой ему приходится быть жестким с близкими ему людьми, видим, как приходится принимать непопулярные решения, и ЧЕГО может стоить малейшая ошибка ЕГО интуиции. Видим, как он властно приказывает, зная, что, быть может, а порою и наверняка, обрекает людей на мучительную смерть… И знаем, что он не может иначе, - он не имеет права жалеть, ибо информация, цена которой жизнь, способна сохранить тысячи других, - далеких, но реальных жизней… Мы видим, как он борется со своей человечностью, как пытается принять этот жестокий выбор, который заставляет его делать война… Андрей сумел фантастически точно передать немую трагедию этой психологической внутренней борьбы. И когда, став свидетелем гибели Макарова, и увидев лицо убийцы, Жан через несколько кварталов останавливает автомобиль и закуривает… кажется, что не только его, но и твое сердце сейчас не выдержит. Эти дрожащие руки, трепыхающийся всполох пламени, и взгляд, полный невыразимой боли… Это не сопливая голливудская сентиментальность, а-ля Перл-Харбор, - здесь нет слез, нет причитаний… Но в одном этом взгляде ТАКОЕ глубокое мужское горе, ТАКАЯ мощная энергетика… Это ощущается всем существом… Ох… эту тонкую психологию способен передать только поистине великий мастер… Да, он способен страдать, он проживает смерть каждого своего друга, как свою собственную, и оттого пошаливает сердце… Но он не перестает быть сильным, мужественным человеком, достойным восхищения…
Есть в картине и еще одна линия- лирическая, раскрывающая зрителю еще одну грань личности резидента. И мы видим его, - Большого шефа, за которым гоняется гестапо и абвер, его, в чьих руках сосредоточена ТАКАЯ ответственность, - живым, чувствующим человеком, способным нежно любить. По поводу отношений Жана и Элен я встречала разные мнения, порою полярные. Некоторые считают их неестественными, или слишком сдержанными… Но на мой взгляд, как раз в этой сдержанности кроется ТАКАЯ сила и глубина чувства, какую трудно вообразить. И именно благодаря этому все соответствует тому времени, - когда любовь становилась фактором риска, сращиваясь с тревогой за любимого. Тревога, тепло, трепет, нежность и красота – вот то, что несут в себе эти отношения, и то, что переполняет сердце чуткого зрителя, наблюдающего за ними…
Этот фильм- удивительная, глубокая работа, сильно выделяющаяся из постылой череды однообразных середнячковых сериалов. Эклектическое сочетание русской силы характера, французской эстетики и немецкой педантичности, придает картине особый, неповторимый стиль. Картина, где персонажи продуманы и сыграны с филигранной точностью, в которой нет мелочей, ибо материя настолько тонкая, что любая деталь важна. Фильм, где невозможно обойтись фактурой, а надо именно ИГРАТЬ, ибо фантастическое напряжение достигается не спецэффектами, а игрой - крупными планами, обнажающими душу… Внешнее деловитое спокойствие, неторопливость, присущие героям, - столь естественные в начале картины, и требующие таких нечеловеческих усилий в конце… Это фильм, который захватывает зрителя постепенно, - сперва вроде спокойно, не чувствуешь ничего особенного, но потом… незаметно-незаметно, через 3-4 серии понимаешь, что ты уже полностью в его власти, и оторваться от него – сиречь предать что-то очень важное… А когда заканчивается последняя серия, и, проехав мост Александра III, автомобиль Жильбера символично растворяется в суете парижских улиц, унося героя в его незавидное будущее, и голос за кадром ставит тревожное многоточие… Кажется, что мир стал немножечко иным…
Про эту картину можно говорить много и долго. И все равно будет мало. Поэтому я не буду больше утомлять общественность дальнейшими рассуждениями, а просто посоветую: кто не видел - СМОТРИТЕ, друзья, не пожалеете! И все увидите сами. Каждый свое, наверное…
Стоит еще отметить, что именно Жан Жильбер собрал первую сайтовскую аудиторию, трепетно дышавшую в унисон с ним и переносившую куртуазный эстетский дух этого фильма на виртуальные страницы первой Гостевой… С тех пор многое изменилось – так же, как многое изменилось в мире со времен Жильбера. Но память о нем живет – это доказали съемки «Капеллы», обросшие удивительными историями, и мы – хранящие в своих сердцах нежную любовь к «КК», персонажу Жану Жильберу, и Андрею, столь мастерски смогшему донести этот образ до зрителя…
_________________ Даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала
|