Завидный холостяк Андрей Ильин
Это сегодня Андрей Ильин - один из самых востребованных российских актеров, знаменитый своими отменными киноработами. Но в свое время молодой и талантливый выпускник нижегородского театрального училища предпочел Рижский театр русской драмы МХАТу. Развал Советского Союза привел к тому, что никому не известный почти тридцатилетний Андрей Ильин приехал в Москву, чтобы начать все с нуля.
- Андрей, вы из тех, кто об актерской профессии мечтает с детства?
- Вовсе нет. Я родился и вырос в Нижнем Новгороде. Родители никакого отношения к театру не имели, жили мы в рабочем районе, в двухэтажном бараке с длинным коридором... Скорее, мечтал о профессии моряка или летчика, или шофера, как мой папа. Очень мне нравилось, когда он сажал меня маленького на колени и давал подержаться за большой руль. В эти моменты я чувствовал себя... богом. (Смеется.) Кроме того, я всерьез занимался самбо, другими видами спорта и, кстати, как говорили, подавал большие надежды... И хотя драматический кружок я посещал, никогда всерьез об актерстве не думал. Честно.
- Что же практически перевернуло вашу жизнь?
- Это случилось на подмостках нижегородского детского театра «Юность». Первый успех, аплодисменты, комплименты: «Да ты талант, Андрей! Артист!» Пожалуй, можно сказать, что это и перевернуло. В результате в 14 лет я после восьмого класса поступил в Нижегородское театральное училище. Никогда не забуду минуту, когда увидел свою фамилию в списке зачисленных и, потрясенный, бежал, высоко подпрыгивая, по проезжей части улицы и смотрел в небо между троллейбусными проводами. (Смеется.)
- После окончания училища вам сделали предложение, от которого не отказываются, - пригласили в Москву, во МХАТ. А вы предпочли Рижский театр - более прозападную, но все же провинцию. Почему?
- Мне очень хотелось побыстрее приблизиться к профессии, сразу играть, и это желание оказалось сильнее... И потом Рижский театр русской драмы никак нельзя было назвать провинциальным! Это был первый театр в СССР, где поставили «Утиную охоту», «Земляничную поляну», мюзиклы «Вестсайдская история», «Человек из Ламанчи», где играли полузапрещенных «Убивца» и «Историю лошади» Марка Розовского. Так что мне посчастливилось служить в одном из лучших театров страны, билеты в который на месяц раскупались за один день, а зимой люди по ночам жгли костры, чтобы с утра первыми оказаться у окошка кассы.
Так что мне сожалеть о своем выборе глупо. Конечно, когда я потом приехал в Москву, никто меня здесь и знать не знал.
- Вы приехали в незнакомую, чужую и непонятную Москву почти в тридцать лет и сразу пришлись ко двору. Его величество случай помог, не иначе?
- Слово «фарт» нравится мне больше. Судите сами. Из Риги меня «сманил», по сути, театр имени Вахтангова. Год я мыкался без работы: ждал обещанного приглашения. Но так и не дождался. И вдруг звонок от Павла Осиповича Хомского, худрука театра имени Моссовета с конкретным предложением. Я рискнул, согласился, и в определенный момент мне начало фартить - и я, что немаловажно, был к этому готов. Я уже был в хорошей творческой форме, а иначе ничего не получилось бы.
- Значит, вы рисковый человек?
- Выходит, да. В нашей профессии надо уметь рисковать. К слову, в театре имени Моссовета я прослужил десять прекрасных лет. Потом перешел во МХТ.
- В вашей фильмографии 72 фильма - да какие сыграны роли! Плюс театр. Вас не задевают ярлык «вечного мужа Анастасии Каменской» и стандартные журналистские вопросы на эту тему?
- С одной стороны, задевают. Поэтому я иногда специально отказываюсь от ролей трогательных очкариков, явно «розовых» персонажей, играю отъявленных негодяев, чтобы разрушить этот стереотип. Вообще, интересно играть неоднозначные, противоречивые характеры, искать, разгадывать... А с другой стороны, на «Каменскую» и моего Лешу Чистякова мне грех жаловаться. Фактически это первая работа, по которой меня начали узнавать на улице, особенно женщины - им не может не импонировать мой «образ идеального мужа». И, в конце концов, ее любит зритель. А разве мы в конечном итоге работаем не для зрителя?
- Так и хочется спросить: а есть в вашем творческом списке кинокартина, занимающая особое место?
- Мне очень дорог сериал «Красная капелла» - на мой взгляд, это действительно мощное кино. Интереснее этой работы в моей жизни еще ничего не было. Сама история подпольного антифашистского движения в Европе - материал уникальнейший. Мой герой - разведчик Жан Жильбер (псевдоним Леопольда Трепера, - Ред.) - был выдающейся исторической личностью. Сейчас «Красная капелла» часто идет на Украине, в Белоруссии... Но, к сожалению, картину почти не показывают по нашему ТВ.
- Вам 51 - прекрасный возраст для актера. Все есть - житейский и профессиональный опыт, зрелость, мудрость... Я уж не говорю о популярности и востребованности.
- Да, некая прелесть во всем этом есть. Но, как ни крути, все равно как-то все относительно. Чего-то я уже не могу. Например, когда-то я легко делал фляк - прыжок через голову на руки. Сейчас не рискнул бы. Я уже никогда не сыграю Ромео и еще массу ролей, ограниченных возрастными рамками. Но - согласен - взамен пришло что-то другое. Вместо утраченных возможностей я нажил какие-то другие, которые позволяют мне не потеряться в профессии. В том числе мудрость, самокритичность, способность четко знать: это можно, а это нельзя, глупо, нерационально. Каждый возраст, конечно, прекрасен, но мне до сих пор часто снятся детство, юность, школьные годы...
- В своих интервью вы неоднократно признавались, что вы человек невероятно влюбчивый. Во имя любви совершали безрассудные поступки?
- Не знаю, насколько они были безрассудными, но... В детстве и юности я был романтиком со всеми вытекающими. Помню, однажды (я был уже студентом театрального), когда у меня начался роман с одной девочкой, мы с друзьями наломали для нее целый грузовик сирени. Привезли к ее дому и забросали цветами весь ее балкон и всю улицу... В молодости я мог проехать сотни километров на рейсовом автобусе, чтобы хоть краем глаза взглянуть на любимую девушку. Это было давно. К сожалению, в моей жизни сейчас не осталось места для безрассудства. Хотя... кто знает.
- Андрей, почему вы ушли из МХТ? Говорят, у вас был личный конфликт с Олегом Павловичем Табаковым?
- Знаете, я бы, наверное, не ушел, но так сложились обстоятельства. Ушел я потому, что последние три года у меня не было ни одной премьеры - по моей вине. Меня же пригласили в театр не для того, чтобы я числился, а для того, чтобы играл. И я прекрасно понимаю Олега Павловича. Надо было делать спектакли, репетировать, жить театром. У меня не получилось.
Иногда жалею, что ушел из МХТ. Но вообще-то из театра я не ушел, я все время на сцене, у меня большое количество антреприз. Словом, в театре я все равно востребован.
- Сегодня, оглядываясь назад, можете перечислить самые трудные моменты своей жизни?
- Самые жуткие моменты - смерть отца и нескольких дорогих мне людей... Хорошо помню, как мне приснилось, что мой старший брат погиб. Я проснулся в холодном поту и несказанно обрадовался тому, что все это было лишь сновидением. Но прошло совсем немного времени, и сон стал явью. Было чудовищно страшно.
- И все-таки счастливых моментов наверняка было больше?
- Они для меня как вспышки! Яркие счастливые вспышки - мои премьеры и первая репетиция в профессиональном театре, первый успех. Если честно, когда я окончил училище, я вообще не понимал, зачем актеру зарплата. Как это, за удовольствие еще и деньги получать?..
- Сейчас уже знаете, за что получаете деньги и сколько ваш талант «стоит»?
- Ответить на этот вопрос могу только так: к счастью, я достойно пережил тот период 90-х, когда от безденежья и периодического «сидения на мели» пускался в разного рода сомнительные авантюры. Были у меня попытки в организации своего театрального агентства, какой-то торговли. Ларек пытался приобрести... Одно время (правда, недолго!) даже арбузами торговал! (Смеется.) И в тот момент я, естественно, мечтал о материальных благах. Но, слава богу, вскоре понял, что мое место в кино и на сцене. К счастью, сейчас актерский труд стал более востребован и оплачиваем. Теперь я точно знаю, сколько мне надо для ощущения комфорта в этой жизни, и успокоился. Мне не надо миллионов, яхт, островов... Предпочитаю жить настоящим, довольствоваться тем, что имею, и рассчитывать на свои силы.
- Кстати, от чего вы получаете настоящий кайф, помимо профессии?
- По сути, от мелочей - от хорошей рыбалки, баньки собственного приготовления, общения с интересными людьми, совершенного безделья, когда можно валяться на диване и тупо смотреть телевизор. Обожаю природу, ходить за грибами, просто гулять по лесу. Еще люблю преферанс - если есть хорошая компания. Правда, времени на это практически не бывает, слишком плотный график. К тому же это мое естественное состояние - находиться в движении. Антрепризные спектакли я, в том числе за это, очень люблю. Мне интересно работать с разными партнерами на разных площадках, а в классическом театре это невозможно. Кроме того, мне нравится ездить по стране - к примеру, на Дальнем Востоке я был уже трижды. Актерская востребованность для меня как воздух, я живу работой. Я всегда куда-то бегу, снимаюсь, репетирую, играю, озвучиваю, мчусь на поезд или самолет. И ловлю от всего этого, как вы выразились, полный кайф! А видеть лица людей, которые уходят после спектакля счастливыми... Это вообще что-то невероятное!
- Известно, что вы были женаты трижды, но вот уже несколько лет, что называется, завидный холостяк. Какие женщины нравятся Андрею Ильину?
- Для меня очень важно, чтобы мне с женщиной было всегда интересно. Еще - чтобы женщина была женственна и в какой-то степени беззащитна... А проще, короче и точнее ответить так: пусть будет любимой, и все.
Андрей Колобаев
"Мир новостей"
№ 48 (935) от 22 ноября 2011
http://www.mirnov.ru/arhiv/mn935/mn/19-1.php