Хотела написать свои соображения относительно увиденного, а потом передумала.
Хочу привести здесь кусочек из программы Ксении Лариной "Человек из телевизора", где речь шла как раз об этой экранизации "Карамазовых". С её мнением я совпадаю полностью, до единого слова.
А самое печальное в том, что за этими впечатлениями я даже героя Андрея не увидела. В том смысле, что герой этот просто утонул в общем вязком карамазовском киселе...
Итак, отрывок.
К. ЛАРИНА – Сейчас будет художественная часть. Потом обсуждение. Очень много мнений. Я два выбрала противоположных по поводу фильма. Итак, первое. Сергей, врач из Оренбурга: «Ну, не знаю, как вам, а мне новые «Братья Карамазовы» нравятся. По крайней мере, то, что успели показать. Такая добротная экранизация, видно, что денежки не пожалели. Приятно, что сопровождается фильм не убого-дешевой синтезаторной имитацией всех мыслимых инструментов, а живым оркестром под управлением настоящего Башмета, - и это действительно слышно. Главное, что съемочной группе хватило мастерства не состряпать картонно-ватно-лубочную мерзость с набором персонажей, а показать живых людей, настолько настоящих, что я так посчитал, и получилось, что сам знаю пару-тройку Карамазовых и Смердяковых я видел. В общем, я намерен досмотреть до конца - может, еще кого узнаю». И второе мнение от Ольги: «По-моему, фильм неудачный! На мой взгляд, актеры подобраны неправильно, играют (за редким исключением) как-то натужно. Вот и Федор Карамазов не «мерзкий старикашка, обрюзгший и противный», а вполне прилично выглядящий дяденька. И у Алёши какие-то приклеенные волосы, и старец Зосима говорит, словно читает с телесуфлера. И много подобного. Пропущены очень важные эпизоды. Понимаете, я вижу, что это просто актеры в костюмах другой эпохи. Я не погружаюсь в фильм, я не могу поймать атмосферу. А периодически появляющиеся постановочные кадры типа картинно, по клиповому, расставленной бутылки конька в рябиновых гроздьях или отфотошопленное, неестественное небо, с бегущими над зеленым лугом облаками. Может быть, это просто я злая и придирчивая?» - сомневается Оля, которая так искренне обрисовала свое отношение к фильму. Оля, 32 года.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы все злые и придирчивые, когда речь идет об экранизации тех произведений, которые по идее, считаются…
К. ЛАРИНА – Классикой.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, классикой они, безусловно, являются, но считается, что все их знают, что каждый знает, какими должны быть Карамазовы, каким должен быть Смердяков и так далее. Сколько бы раз мы ни обсуждали экранизации, всегда мы упираемся в то, что одно мнение «мне это нравится» и условно говоря, князь Мышкин-Миронов замечательный, второе, что это не очень хорошо. Я скорее пока, поскольку прошло только две серии, склоняюсь к первому мнению. Меня пока ничего особенно не напрягает. Колтаков мне просто кажется очень удачной находкой. И просто такая пока очевидная удача. Нигде кстати не сказано, что он должен быть мерзким старикашкой. Поскольку здесь как уже говорил режиссер, и актеры давали интервью, возраст актеров соответствует возрасту персонажей.
К. ЛАРИНА – Я тебя умоляю. Если это считать за достоинство художественное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, можно так, естественно все берут за точку отсчета предыдущих Карамазовых.
К. ЛАРИНА – Карамазова сыграл артист с фамилией Карамазов – можно так еще говорить. Представляете, среди всех актеров режиссер нашел человека с фамилией Карамазов. Он и сыграл главного героя.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Все сравнивают с той экранизацией, где были Лавров, Ульянов, Мягков, Прудкин старик-отец. Я считаю, что это бессмысленно сравнивать. Время проходит, поэтому появляются свои какие-то может быть более современные версии. Давайте посмотрим, как это все будет развиваться дальше. Но пока, во всяком случае, это не картонная дешевка…
К. ЛАРИНА – Нас избаловали. Мы сейчас любую добротную работу воспринимаем как шедевр.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Наоборот.
К. ЛАРИНА – После того как тебя замучили картонкой…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе о том и говорю. Не избаловали. Избаловали это если бы было много добротных и тогда мы могли бы искать среди добротных шедевр.
К. ЛАРИНА – Если бы этот фильм показали после «Ликвидации», может быть, мы по-другому к нему отнеслись.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, здесь сейчас «Ликвидация» ни при чем…
К. ЛАРИНА – Я имею в виду по качеству, по уровню.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы видим в чистом виде экранизацию классики.
К. ЛАРИНА – По уровню как сделано кино.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай еще посмотрим.
К. ЛАРИНА – Нам никто не мешает обсуждать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Пока мы видели только две серии, я смотрю это с интересом, какие-то вещи может быть действительно менее интересны, какие-то более интересны. Но не вызывает у меня это отторжения и чувства протеста.
К. ЛАРИНА – Можно я скажу тоже. Ты говоришь про Пырьева, про «Братьев Карамазовых» 1958 года. Чего не отнять, мы вчера с моей приятельницей это обсуждали по телефону, что это было очень страстное кино, как сам Пырьев был невероятно страстным человеком, темпераментным и буйным, он эту свою страстность вложил в каждый кадр. Это то, чего мне здесь не хватает ужасно. Потому что «Идиот» был снят в такой манере немножко бесстрастной, это было нормально, потому что это глазами как мне показалось, больше взгляд был Мышкина на все происходящее несколько отстраненный. И тут Бортко угадал, безусловно. А вот здесь другая семья, другой Достоевский. Мне не хватило эмоций. Мне кажется этот фильм очень холодный. Он сделан очень аккуратно, но очень холодно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А может быть будет просто развитие, как всякие чувства начинаются, потом доходят до своей кульминации.
К. ЛАРИНА – Посмотрим. Согласна абсолютно с твоей оценкой Сергея Колтакова. Блестящий актер. Очень жалко, что он так редко появляется в кино. Я считаю вообще его гениальным актером, от бога что называется. Он может играть все что угодно. И он не просто выдает все, что он умеет. А он образ делает. У него очень сделан, выписан здорово этот персонаж, этот характер. Я когда смотрела, вспоминала фильм «Жизнь Клима Самгина», потому что мне кажется по стилистике немножко похожи. Наш советский фильм. По тому, как он сделан. Такая экранизация добротная, постраничная что называется. И там, кстати, тоже Сергей Колтаков играл одну из ролей, блестящий совершенно актер. Просто попадание стопроцентное. Но Ира, мне кажется, что то, что касается остального распределения ролей, они хорошие все, прекрасный Белый, прекрасный Голубев Алеша, прекрасный и Горобченко замечательный актер, который сыграл в «Докторе Живаго» здорово просто. Но масштаб другой. Мне не хватает масштаба в этих персонажах. Их очень трудно играть, но как это сыграть, то, что он туда впихнул Достоевский в каждый образ, это какие-то глыбы, горы внутри, вулканы, то начинается извержение, то наоборот тлеет. Этого не хватает. Какой-то внутренней наполненности.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Две серии только прошло.
К. ЛАРИНА – Но все равно, они же заявлены…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть, еще разовьется все.
К. ЛАРИНА – Нет, я тебя уверяю. А эта ужасная совершенно девица, которую все почему-то считают, большинство, звездой нынешней. Которая играла в фильме «Русалка» Шалаева. Она здесь играет Хохлакову-младшую Лизу. Это что же такое? Это абсолютное какое-то неадекватное поведение, человек абсолютно не понимает, вообще что он произносит, какие слова. Мне кажется, что она там какие-то свои сленговые словечки глотает, с трудом их сдерживает, чтобы что-то не сказать. Пустой взгляд такой пэтэушный, это совсем не имеет никакого отношения к тому образу, который у Достоевского написан. Это такая пронзительная роль, ее играли лучшие актрисы театра и кино всегда. Пронзительнейшая роль, ее очень трудно сыграть. Девочку на инвалидной коляске. С ее таким якобы кажущимся капризным характером, а на самом деле невероятно страдающий человек. Очень жесткий, очень независимый и свободный и очень страдающий. А это что? Ну? Мне не хватает в этом фильме наполненности. Режиссуры нет как таковой.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я понимаю.
К. ЛАРИНА – Хотя при этом спасибо, челом бью, спасибо большое за то, что на пленку снято, что есть панорамы, декорации, есть разные места действия, что есть костюмы прекрасные, что есть городские, звучание. Это кино, наконец, это кино.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Спасибо.
К. ЛАРИНА – Челом бьем, спасибо вам большое. После «Ивана Грозного» это особенно ценишь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Нет отсебятины, которая вообще уничтожает всякий смысл, что тоже часто бывает. А все остальное посмотрим, поглядим, увидим. В любом случае гарантирован всплеск интереса к первоисточнику, что, на мой взгляд, уже на сегодня является немало.
К. ЛАРИНА – Это трудно освоить. Это вам не «Идиот».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не только не «Идиот», действительно «Братья Карамазовы» сложнейший, но хотя бы может быть взять в руки, я сомневаюсь, что даже многие нынешние школьники, есть сейчас в программе «Братья Карамазовы»? Наверное, есть. Но, тем не менее, я сомневаюсь, что кто-то осиливает и я, кстати, в свое время, когда училась в 10-м классе, тоже не осилила. Осилила уже много позже. И не могу сказать, что мне за свою жизнь хотелось возвращаться.
К. ЛАРИНА – Оно очень тяжелое, мрачное, депрессивное произведение. Но оно действительно наполнено какой-то невероятной страстностью. Это самое главное, для меня лично чем отличается этот роман от всех других романов Достоевского. Может быть, со мной кто-нибудь будет спорить, но мое личное ощущение этого романа. Его нельзя делать с холодным носом. Там все исчезает, он превращается просто в набор каких-то философских трактатов. Потому что у каждого есть своя линия, своя позиция жизненная, очень четко и внятно артикулированная. У каждого персонажа.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я с ужасом жду, там же они будут что-то экранизировать впрямую. Я с ужасом жду «Великого инквизитора», вообще всю религиозную тему.
К. ЛАРИНА – Кстати, по поводу старца у меня было ощущение фальшака. Немножко ряженого. Очень трудно все это сыграть, невозможно. Я не помню, как у Пырьева в фильме была сделана встреча со старцем, но помню, как было сделано в театре в «Современнике», Валерий Фокин ставил спектакль «Карамазовы и ад». Там играл Глузский Михаил Андреевич. Тоже было очень тяжело, играть очень тяжело. Это настолько какая-то литература надчеловеческая. Ее очень трудно приблизить к человеку, очень трудно сбытовить. Когда ты ее бытовишь, она превращается в обычную мелодраму. Когда ты начинаешь ее пытаться наполнить…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Или в детектив, криминальную драму.
К. ЛАРИНА – Наполнить ее смыслами, которые Достоевский вкладывал, как философ, как мыслитель, прежде всего, она превращается в такую схоластику абсолютно бесчувственную. Очень трудно найти ключ…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати, Деревянко мне тоже пока нравится в роли Смердякова.
К. ЛАРИНА – Мне не нравится.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А мне кажется пока, во всяком случае, я еще раз повторю, две серии прошло, меня не отвращает пока это кино. Я не могу сказать, что оно меня захватило…
К. ЛАРИНА – Оно не захватывает эмоционально, а такого быть не может.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …но я понимаю, что буду смотреть дальше.
К. ЛАРИНА – Ты говоришь про Пырьева, но я вспоминаю там абсолютно советская экранизация. Он там за счет страсти выиграл, как они у него все играли. Хотя повторю, мне очень нравится Голубев, который играет Алешу Карамазова, мне кажется этот актер с большой перспективой, очень интересный, глубокий парень. Да и Белый неплохой актер. Я его в театре много раз видела. Он очень хороший актер. Тут конечно, сериалы все портят. Это же все отдается.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, это же все размазывается.
К. ЛАРИНА – Да, отдается все. И Горобченко со своим сериальным прошлым и настоящим, невозможно играть все время эту дребедень мыльную, а потом раз, и впрыгнуть в Митю Карамазова. Не бывает чудес на свете.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А с другой стороны спасибо хотя бы за то, что теперь можно что-то обсуждать. Потому что в течение всего сезона, сезон подходит к концу, из сериальной продукции мы, пожалуй, не вспомним ничего достойного обсуждения.
К. ЛАРИНА – «Семнадцать мгновений весны».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Только раскраску. А что еще? Пожалуй, что ничего. И я удивляюсь, что Карамазовых поставили совершенно под конец сезона, и время уже совершенно не премьерное.
К. ЛАРИНА – Наверное, боялись, что не соберет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, да. Хотя 21.30 если ты помнишь, «Преступление и наказание» ставили в 22 с чем-то. Вообще от греха. Здесь все-таки 21.30.
К. ЛАРИНА – Но она два года лежит. Два года уже сделанная.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я знаю. Именно поэтому меня и удивляет, что поставили под конец сезона или же предполагая, что просто не соберет рейтинга, или, зная про качество этого сериала что-то такое, что не позволяло его показать раньше. Хотя и было куплено.
К. ЛАРИНА – Хотя после «Ивана Грозного», опять же…
И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, «Иван Грозный» задал…
К. ЛАРИНА – Задрал.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …наоборот, вот уже такую…
К. ЛАРИНА – Опустил ниже плинтуса.
И. ПЕТРОВСКАЯ - …мерку, что дальше все остальное можно только лишь рассматривать как огромное достижение в сериалостроении отечественном.
К. ЛАРИНА – А Колтаков действительно шедевральный актер. И просто за ним следить одно удовольствие. Жалко, что мало играет в театре и кино. Выдающийся актер. Просто молодец. Давайте уже послушаем телефон. Мы не настаиваем, три точки было опорных. Но там есть что еще обсудить на прошедшей неделе, поэтому, пожалуйста, подкиньте нам чего-нибудь еще. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Александр, Москва. Я просто хотел сказать, что согласен с вашим мнением по фильму. Очень редко совпадает. Но в отношении игры Колтакова, и по поводу игры инвалида. И всех остальных. Просто очень приятно слышать, я думаю, что мнения совпадают со многими. И хотел бы надеяться, что все-таки действительно в фильме что-то будет развиваться.
К. ЛАРИНА – Но вы смотрите, да?
СЛУШАТЕЛЬ – Да, и буду смотреть, несмотря на то, что полностью согласен с вашим мнением. Очень редко, когда так получается.
Увы, на мой взгляд в фильме не только ничего так и не развилось к концу, а наоборот - как говорится "Чем дальше в лес - тем больше дров". Честно досмотрела до конца - больше взглядом патологоанатома, чем зрителя, получающего удовольствие от увиденного. И знаете...что-то мне подумалось в конце, что лучше бы эти деньги, вбуханные в постановку, отдали больным детям. Жалко мне, чёрт подери, и денег этих, и бедного зрителя...
Вот такое впечатление. Отвратительное на мой взгляд. Но уж что есть, то есть...
|