РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ
Мой бедный, бедный... Марат...
5 июня 2011
… Я клянусь, что это любовь была.
Посмотри, ведь это ее дела…
Но знаешь, хоть Бога к себе призови,
Разве можно понять
что-нибудь в любви?
Булат Окуджава
Уже очень много лет на сцене театра Моссовета играется спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова. Спектакль, ставший легендой. Завораживающая магия постановки замечательного режиссера Андрея Житинкина заключается в абсолютной непохожести ни на один спектакль. Другого подобного действия на нынешней московской театральной сцене просто нет, и еще это грандиозный урок настоящего, высокого театрального искусства.
«Мой бедный Марат» - вовсе не рассказ о масштабных сражениях и о великих победах. Это очень честное сопротивление нашему общему беспамятству и возвращенная память к войне. Этот тот самый спектакль, который лишает зрителя покоя, и задевает не только чувства, сердца зрителей, но и самые глубинные струны человеческой души.
«Мой бедный Марат» - спектакль, вместивший в себя целую человеческую жизнь, нет, вру, три жизни…
Лика, Марат и Леонидик…
Лика,
Лариса Кузнецова. Да, простит меня мой читатель. Но на миг отвлекусь. Просто не могу не сказать… Изумительнейшая актриса, по степени актерского погружения в образ, искренности и невероятной самоотдачи. К тому же скромный человек в жизни, абсолютно не жаждущий никакой гламурной популярности. Как жаль, что так горестно мало настоящих ролей, и если только актерское провидение к ней было бы чуточку благосклонно. Хотя искренне верю, что лучшая роль у Ларисы еще впереди…
… Маленькая питерская комната, которая навек соединила наших героев, и к которой они навсегда прикипели сердцем. Лика, в белом свитере с длинными рукавами, которые она все время подтягивает, в белых, в складках, колготах, в шапке-ушанке, на которую без слез смотреть нельзя, очень несуразная, маленькая, оставшаяся без родных жестокой зимой 1942 года в осажденном немцами Ленинграде. Глухое одиночество. И ее спокойное и тихое мужество, помогающее ей выжить и, главное, сохранить рассудок в городе, где царит смерть. Для нее с возвращением Марата в собственную квартиру кончилась леденящая
тишина…
Марат,
Александр Домогаров. Абсолютно завершенный в своей цельности характер. Мальчик с несгибаемым стержнем, для которого нет полутонов, белое – это белое, черное – это черное. Мужественный, трогательный, ранимый, закрытый. Умеющий принимать решения и отвечать за них. Компромисс для него просто невозможен, ибо это шаг в пустоту и в ничто.
Леонидик,
замечательный Андрей Ильин.
Просто завораживает подлинная актерская искренность, которая единственная сможет вызвать ответное переживание, тронет сердце и душу, а также естественность, которая ни в чем не позволит сфальшивить.
Замерзший, больной, такой же обездоленный войной, как Лика и Марик. Его на первый взгляд совершенно лишний рассказ о матери, так, что сразу хочется вслед за Маратом спросить: «Ну и зачем ты нам это все рассказал?». А потом понимаешь, что это то самое берущее за сердце страшное и очень давнее душевное сиротство Леонидика, которое смогли своей неуемной заботой и милосердием вчистую растопить ребята.
Наша троица проживала подаренные им судьбой зимние дни 42-го вместе, казалось, что впереди у них целая огромная жизнь, в которой нет ужасных, сметающих все бомбежек. Нет голода, холода, и смерть тоже отступила. И их искреннее желание наполнить этот больной и точно сошедший с ума мир реальными чувствами и звуками.
И Любовью, которая у них различна по форме внешнего проявления.
Когда, в какой миг и как эта нескладная девчушка смогла так сильно, так навсегда задеть сердце Марата. «Врун, болтун и хохотун», который изо всех сил стремился стать лучшим и первым, не для себя, нет, он хотел положить к ногам этой хрупкой девчонки целый мир, и изо всех сил пытался разукрасить ее жизнь, сделать цветной.
Безусловно, Лике не хватило опыта и мудрости понять, что за его извечным «я бы тебе сказал, но не скажу» скрывается очень серьезное мужское чувство, и что важнее всех слов вот этот кусочек сахара в белом полотне, и цветок, который Марат добыл в осажденном городе. И так явственно видно, что ей рядом не хватает взрослого человека, которому можно было рассказать все, что она чувствует, который сказал бы: «Девочка моя, да ты просто любишь. Это любовь, вот она пришла. И она такая у тебя». К тому же Лика прилично заигралась в "дочки-матери" ("наш-то ни на кого не похож!") и упустила, что Леонидик был не их общей с Маратом забавой, а соперником. Забавно наблюдать, как Лика пытается выяснить у Леонидика, «я, кажется, его люблю».
Леонидик же при всей своей видимой неприспособленности к жизни и всех «пунктиках», присущих творческой личности, имел схватку бультерьера. И какие в нем кипели страсти! Нельзя сказать, что он не понимал, что своим пристальным вниманием к Лике очень раздражает Марата. Понимал. Порядочнее было отойти в сторонку, не мешать, и не разрушать хрупкое их чувство. Точно, порядочнее, ну, на мой взгляд точно. Но у Леонидика на это свое мнение. Он предпочел стать третьим, хотя лишним себя не считал.
В сложившейся ситуации все было не так… Марат, уходящий на фронт… Леонидик, так резво кинувшийся за ним: он не Родину рванул защищать… А чтобы не быть хуже этого Марата Евстигнеева… Ведь он не оставил Леонидику возможность выбора.
Это совершенно не тот спектакль, в котором авторская группа возьмет зрителя за ручку, и проведет легковесной и веселой дорожкой к финалу. Все объяснит и разжует. Где восторжествует добро, а зло будет жестко наказано. Здесь все сложнее, неоднозначнее и страшнее. Здесь важен сам «конфликт» между Маратом и Леонидиком. А очевидцам действия самим придется искать истину. И обязательно выбирать «между» и «между».
Леонидик, который не может без Лики.. В ней его сила… Поэтому он был готов терпеть не только Марата, но даже любить его… только, чтобы она была рядом. И разве он в этом виноват?
А в чем она, эта истина? В том, что любовь Леонидика – «я без тебя пропаду»? Или любовь – это «я за тебя, для тебя, ради тебя, если надо, пропаду».
Или Марат. Жизнь преподнесла ему достаточно жесткое испытание в виде Леонидика, который потерял на фронте руку. И для Марата это «конец», совершенно для него очевидный. Ибо соперничать с Леонидиком по его «маратовскому» кодексу чести невозможно, подло и не по-мужски забрать у него Лику.
И эта чертова разница между ними. Когда Леонидику не стыдно просить любви Лики, а Марату невозможно. Гордыня ли это? По моему, это просто
великодушие. Невероятное и совершенно пронзительное. Он здоровый мужик, и он не соперник для Леонидика. Решить должна была Лика, а она совершенно растерялась. И каждый следующий день всем троим доставлял мучительную, глухую боль от невозможности разрубить этот узел. И Марат, со свойственной ему бескомпромиссностью и умением принимать огонь на себя, принял решение уехать в Саратов. Ему казалось, что он сильный, сдюжит наступить ногой на собственное сердце. В тот момент он предпочел спрятаться за иллюзию, такую глупую и такую эфемерную, что и без любви можно прожить…
А Лика… Да, что Лика… Она сумела выжить в блокадном Ленинграде, но кажется, что на эту борьбу истратила все свое мужество. В течение всего спектакля мне хочется все время сказать Лике, да встряхнись, не молчи, нельзя никому позволять за себя принимать решения, от которых зависит твое счастье… Ибо в жизни нужно все вовремя говорить, чтобы не опоздать. И мне совершенно не хочется думать, что Лика струсила, потому как быть с Маратом каждый день – это жесткая необходимость соответствовать ему, а это ой как непросто. И завтрашний день никогда не будет похож на сегодняшний. И Марат всегда будет сильнее ее, а ей всю жизнь придется провести на цыпочках, тянясь за ним. А с Леонидиком достаточно быть просто Ликой, такой, какая она есть...Вопрос только в том, сколько они смогут протянуть на этом...
В комнате Марата живут два почти чужих человека, только сами они не понимают, куда они скатились, и куда подевалась любовь, радость жизни, стремление идти вперед. И для Лики – жизнь с Леонидиком – это тягучее, берущее за горло болото. В котором он, поэт, с тиражом в пять тысяч экземпляров, который «лучшее не печатает», и Лика, «неосвобожденная» заведущая. И ее очень тихая и потому еще более страшная волчья тоска по ее, нет, чужому Марату.
И никто ей помочь не может. Потому что во всем виновата она сама.
И главное, что впереди ничего нет: «Т И Ш И Н А…».
Третий акт настолько силен по эмоциональности и воздействию на зрителя, что в зале стоит пронзительная тишина, и актерская настоящая боль не может оставить никого равнодушным. То, что делает Александр Домогаров именно в последней части спектакля, вызывает не только восхищение, но и огромное уважение. И это совершенно не лицедейство. Очень непросто говорить об этом словами, пытаешься, а потом понимаешь, что слова, даже самые красивые, могут лишь в самой малой мере отразить ту бьющую и почти сбивающую с ног, заполняющую и твою душу честность и искренность. Это почти единственный раз, когда я видела на сцене обнаженную актерскую душу, которая вот так любила, страдала и беззвучно плакала.
… Каждый раз, когда я вижу, как Марат стоит за дверью, а Лика … Всем своим существом она сначала чувствует его присутствие. Ей виден его силуэт, только очертания его. И ее абсолютное неверие в то, что он может появиться. И малюсенькая надежда. И эти ее дрожащие руки, и пальцы, которые тянутся к стеклу…
Все эти долгие годы, тринадцать немыслимых лет, она точно каждый день себе твердила, что ее мысли о Марате, каждая ее тихая мечта – это предательство Леонидика. И это тот самый случай, когда упущенные шансы и потерянная навсегда любовь в сердце замерзает и превращается в кусок черного камня, который тянет вниз, на колени. И потому это ее короткая, до двери, в несколько шагов дорога, на самом деле она длиной в те годы, которые Лика прожила без Марика, очень тяжела, и, действительно, поползешь. Это один из самых пронзительных моментов в спектакле…
Марат приехал к Лике и Леонидику, как приходят к очень родным людям, когда очень плохо, и когда некуда больше идти. К этому дню он тоже шел целых тринадцать лет. За спиной шесть построенных мостов. Это много или мало? Этого достаточно. И целая его, маратовская, жизнь. В которой он единственный из троих не только смог сохранить свою любовь, но и вот это чувство
победителя, когда единожды победив, всегда хочешь быть на высоте. И веришь, что как бы ни сложилась жизнь, бедный или богатый, здоровый или больной, счастливый или не очень, он будет идти по жизни с высоко поднятой головой, он не сможет и не захочет сгибаться, бояться, трусить, поддаваться обстоятельствам, людям.
Пожалел ли Марат когда-нибудь, что тогда, в 46-ом, в тот решающий момент не схватил Лику в охапку и не утащил в свой Саратов. Кто знает? Быть может. Но все эти годы ему обязательно надо было знать, что пусть ему плохо, но друзьям хорошо. И тогда значит, что
всё не зря.
А нынешнее житие - бытие друзей повергло его в шок. Даже теперь, изнывая от изметелевшей в рваные куски душу любви, Марат приехал НЕ к НЕЙ, он приехал к НИМ. И сильнее, чем даже своя боль, его ранит и мучит их степенное, но по сути бесцельное, существование. И невероятный по накалу, по силе духа монолог Марата, сметающий и рушащий все преграды. И горькие его слова, горьче самой жгучей горечи...
В тот холодный декабрьский вечер все трое наших героев учились не на чужих, а только на своих ошибках. Наверное, им суждено было выжить в 42-ом году, чтобы просто научиться быть людьми. И общая их живая боль, неверие, слабость, отчаяние, безысходность, любовь наполнили комнату Марата ВЕРОЮ.
И я тоже просто хочу верить…
В то, нет, я искренне верю в то, что даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала. И что нельзя быть безжалостным и жестоким по отношению к тому, кого любишь. Что нужно успеть сказать все слова, которые рвут твою душу. Чтобы не опоздать.
И что кто–то, там, на небесах, много-много лет назад поверил и поручил этим трем блистательным актерам зрительские души. У этого спектакля осталось совсем мало времени. У вас еще есть возможность в театре им.Моссовета увидеть настоящее хрустальное чудо. Поспешите.
… Я клянусь, что это любовь была.
Посмотри, ведь это ее дела…
Александра Симонова
Июнь 2011 года
Взято на сайте
КИНО-ТЕАТР.ру